Ср дек 10, 2008 1:54 am
Из газеты «Метростроевец» раздел "Вести со строек":
ВОЗВРАЩЕНИЕ СКОРОСТИ
Тоннелепроходческий механизированный щит фирмы «Ловат», имеющий 6-метровый диаметр головной части, стартовал в очередной раз в самом конце июля, а отсчет постоянных колец железобетонной обделки начался с 1 августа. Участку Виктора Ивановича Попова из ТО-6 предстояло проложить с помощью «Ловата» 1334 метра левого перегонного тоннеля, двигаясь в недрах Московской области от будущей станции «Мякинино» против пикетажа в сторону «Строгино», точнее говоря — к торговому центру «Ашан», около которого сооружена демонтажная камера.
Август и первая неделя сентября ушли, как обычно, на завершение монтажа всего комплекса, на отладку его систем, включая конвейерную отгрузку породы. Завершился этот этап проходки комиссионной приемкой щита, который после этого начал выходить на привычные для него скорости. Даже за неполный сентябрь проходчикам удалось продвинуть щит на 204 метра. Октябрь был полностью рабочим, и участок уверенно справился с заданием на месяц, составлявшим 350 метров. После этого тоннельщикам на два последних месяца года оставалось смонтировать около 700 колец. В такой ситуации возможность финишировать в течение Новогодних праздников представлялась, в общем-то, достаточно реальной. Но скоростные показатели начала ноября оказались существенно ниже октябрьских - за первые восемь дней тоннельщики смогли преодолеть только 37 метров...
Что же произошло там, примерно на середине подземного маршрута? Что изменилось на участке?
...
Механик участка Юрий Исаакович Слуцкий так представил историю здешней проходки:
-Начинали мы в обычном грунте — супесь, глина. А потом вошли в сухие пески. Казалось, с чем-то подобным мы имели дело и в Крылатском, но там были плотные, обводнённые пески. Здесь же — насыпные. А еще мы сталкивались с валунами, корнями, обломками бетона. Никто же не знает, что тут было после того, как перестали сажать картошку или кукурузу. Мы думали, что в Подмосковье грунт будет проще, а тут подземных сюрпризов не меньше, чем в центре Москвы. Встретили как-то на пути неизвестную скважину, в которую вдруг стал уходить воздух из забоя. А эта зона насыпных, не слежавшихся, песков ещё неизвестно когда закончится. Но мы и к ней нашли подход - начали выходить на нужный режим.
О принципиальной сложности работы в насыпном грунте говорил и подключившийся к беседе главный специалист по «Ловату» Виталий Иванович Хряпов:
-Такие сыпучие пески представляют сложность для любых подземных проходческих машин, будь то «Ловат», «Херренкнехт» или что-то еще. В подобной среде очень тяжело оценить большие осадки, которые возникают в момент продвига щита. В Крылатском песок сам держал забой, а здесь образуются непредсказуемые пустоты. И вообще, любое шевеление вызывает осыпь. Поэтому задача - не допускать никаких полостей. И нам в Тоннельном отряде, под руководством главного инженера Сергея Владимировича Бочарова, удалось все-таки подобрать состав пенного реагента, способный закреплять и такую породу. Благодаря этому мы снова выходим на среднесуточную скорость 10-12 метров. Считаю, что в этом месяце мы приобрели ценный опыт. Давался он нелегко, зато пригодится в дальнейшем.
...