Правительство запретило ГИБДД выдавать владельцам автомобилей номерные знаки под заказ. Чиновники надеются, что теперь цифры и буквы номеров будут зависеть только от очереди автовладельцев в отделение.
После запрета думских номеров с "флажками" в России начался новый этап борьбы с "блатными номерами". Теперь запрещается закрепление за гражданами или частными организациями особых номерных знаков для автомобилей - соответствующий указ подписал премьер-министр Владимир Путин. Новый закон вступит в силу через 12 месяцев после официального опубликования.
"Регистрация транспортных средств осуществляется без резервирования за юридическими или физическими лицами отдельных серий или сочетаний символов", - говорится в официальном сообщении правительства. Исключение составляют автомобили юридических и физических лиц, проезжающие транзитом по территории России, или машины, срок регистрации которых в стране не превышает 6 месяцев.
По мнению ГИБДД, это делается для того, чтобы прекратить продажу заказных номеров. "Теперь люди будут приходить в ГАИ и получать номера, где цифры пойдут по очереди, скажем, за 105-м последует 106-й номер", - пояснил руководитель пресс-службы ГАИ Владимир Шевченко. По его словам, нововведение не должно коснуться милиции и других силовых госорганизаций.
Ранее закон также не предоставлял ГИБДД права на выдачу госномеров по индивидуальным заказам. Однако сейчас практика регистрации машин с "особым" буквенным обозначением чрезвычайно распространена. Одними из наиболее популярных являются номера, схожие с регистрационными знаками машин госучреждений. Знаки, где есть буквы "ЕХК", "АМР", "АМО" или две последние буквы "ММ", похожи на номера автомобилей силовых ведомств. По разным данным, стоимость таких номеров колеблется от $100 до $1000. Более дорогие номера надо заказывать, например, "Х777ХХ 177". В данном случае цена может достигать $7 тыс. Также до введения обязательных цветографических схем на бортах милицейских машин в криминальном бизнесе была распространена продажа ворованных синих милицейских номеров. Стоимость такого госзнака достигала $15 тыс.
Сейчас некоторые коммерческие организации стремятся сохранить для своих автомобилей единую буквенную серию, даже если машины встают на баланс предприятия в разное время. Однако в ГАИ поясняют, что такая практика не встречается. "Теоретически вы можете получить номера одной буквенной серии, если все машины будут оформлены в течение недели в одном отделении ГАИ, - рассказали в одном из московских МРЭО. - Но уже на другой неделе мы получаем новую партию спецпродукции, и те же буквы уже не получить".
"Это не более чем незначительная пощечина гаишникам", - считает президент Коллегии правовой защиты Виктор Травин. Он уверен, что закон ничего не изменит. "Это все равно что приказать не красть. Возможностей для выполнения этого закона нет", - убежден правозащитник. По его мнению, даже если номера будут выдаваться в порядке строгой очередности, ничто не помешает гаишникам вызывать "своих клиентов", когда придет очередь "красивых" номеров.
"Надо понимать, что это огромный бизнес. Количество мигалок сокращается, спецталоны и пропуска тоже исчезают, и "блатные номера" вновь приобретают цену. Только изменение всей системы работы ГИБДД может изменить ситуацию", - заключил Травин.