Многим из нас доводилось заказывать какие-нибудь товары с доставкой на дом в интернет-магазинах или по каталогам.
Но, наверно, не все в курсе, что подобный шоппинг называется продажей товаров дистанционным способом, а также что при таком способе "отоваривания" закон предоставляет покупателю больше прав, чем при обычном.
Вчера мне очень испортили настроение в интернет-аптеке пилюли.ру.
Пришлось изучить права потребителей при дистанционных продажах и накатать претензию (на всякий случай, потому что полчаса телефонного скандала с менеджерицей аптеки, вдалбливания ей в голову ст. 26.1. Закона о защите прав потребителей, обещаний отправить претензию по почте с уведомлением и накатать жалобу в Роспотребнадзор сразу дали свои результаты - отказ от принятого и оплаченного товара надлежащего качества был принят!)
Вот небольшая статья о правах потребителей, покупающих товары дистанционным способом.
В следующем посте выкладываю претензию. Может быть, кому-то пригодится.
И еще хочу всех предупредить. Не покупайте ничего в аптеке пилюли.ру. Отвратительное обслуживание!
Добавлено спустя 15 минут 8 секунд:
Конечно, эта претензия не идеальна и касается сугубо определенной покупки. Но часть формулировок в ней универсальна, и может быть использована и в других случаях. Хотя, лучше бы, чтобы этого не произошло.
Так что желаю всем интернет-покупателям хороших продавцов и удачного шоппинга!
Претензия
«____» ___________ г. я заказал(а) посредством электронной связи в интернет-магазине http://www.___________, через который Ваша организация осуществляет дистанционным способом продажу товаров медицинского и бытового назначения, для домашнего использования ______________________ (наименование товара, артикул) стоимостью _________________ руб. с условиями доставки товара по указанному мной адресу и оплатой товара наличными при получении.
Информация об основных потребительских свойствах товара, о месте его изготовления, сроке его службы и гарантийном сроке, о необходимых действиях потребителя по истечении указанных сроков и возможных последствиях при невыполнении таких действий на сайте отсутствовала. Не имелось также информации об адресе местонахождения Вашей организации (т.е. отсутствовала информация о «юридическом адресе»).
В этот же день, «____» ___________ г., товар был доставлен по указанному мной адресу.
При передаче мне доставленного товара курьер Вашей организации вручил мне кассовый чек № ___ от _______________, после чего я оплатил(а) заказанный товар и он был передан мне в руки.
Поприсутствовать при открытии упаковки, проверке качества, комплектации, рабочего состояния товара доставивший его курьер категорически отказался, сообщив, что это не входит в его обязанности.
Поэтому проверку я производил(а) уже после его отъезда.
Кроме того, в момент доставки мне не было письменно сообщена вся необходимая информацию о товаре: правила и условия его эффективного и безопасного использования, техническую документацию (инструкция по применению), противопоказания для применения при некоторых заболеваниях и другие сведения, предусмотренные ст. 10 Закона РФ "О защите прав потребителей" (далее - Закон о правах потребителя) от 07.02.1992 N 2300-1, а также предусмотренная п. 4 ст. 26.1. Закона о правах потребителя информация о порядке и сроках возврата товара.
Вскрыв упаковку и ознакомившись с приобретенным мной товаром, я пришла(пришел) к выводу, что товар меня не устраивает. В коробке имелась инструкция по использованию товара, каких-либо указаний, что изготовителем на товар установлен гарантийный срок, в ней не содержалось. В коробке также находился незаполненный бланк гарантийного талона, который согласно изложенным в нем условиям гарантии, должен заполняться организацией-продавцом. При этом в бланке указано, что условием гарантии является правильное и четкое заполнение гарантийного талона.
С момента вскрытия упаковки товар мной не использовался, его вид и потребительские свойства сохранились.
Пункт 1 статьи 492 ГК РФ устанавливает, что по договору розничной купли-продажи продавец, осуществляющий предпринимательскую деятельность по продаже товаров в розницу, обязуется передать покупателю товар, предназначенный для личного, семейного, домашнего или иного использования, не связанного с предпринимательской деятельностью.
Согласно ст. 493 ГК РФ договор розничной купли-продажи считается заключенным в надлежащей форме с момента выдачи продавцом покупателю кассового или товарного чека или иного документа, подтверждающего оплату товара.
В п. 1 ст. 26.1. Закона о правах потребителя установлено, что договор розничной купли-продажи может быть заключен на основании ознакомления потребителя с предложенным продавцом описанием товара, содержащимся в каталогах, проспектах, буклетах, представленным на фотоснимках, посредством средств связи (телевизионной, почтовой, радиосвязи и других) или иными исключающими возможность непосредственного ознакомления потребителя с товаром либо образцом товара при заключении такого договора (дистанционный способ продажи товара) способами.
Таким образом, между мной и Вашей организацией был заключен договор розничной купли-продажи. При этом товар был продан дистанционным способом.
В соответствии с абз. 1, 2 п. 4 ст. 26.1. Закона о правах потребителя потребитель вправе отказаться от товара в любое время до его передачи, а после передачи товара - в течение семи дней. В случае, если информация о порядке и сроках возврата товара надлежащего качества не была предоставлена в письменной форме в момент доставки товара, потребитель вправе отказаться от товара в течение трех месяцев с момента передачи товара.
Соответственно, поскольку информация о порядке и сроках возврата товара надлежащего качества в момент доставки товара в письменной форме мне не сообщалась, на основании данных норм я вправе в течение 3 месяцев с момента передачи мне товара отказаться от покупки.
Согласно абз. 3 п. 4 ст. 26.1. Закона о правах потребителя возврат товара надлежащего качества возможен в случае, если сохранены его товарный вид, потребительские свойства, а также документ, подтверждающий факт и условия покупки указанного товара.
Товар с момента его приобретения мной не использовался, его товарный вид и потребительские свойства остались неизменными. Таким образом, на основании данной нормы я в праве возвратить товар, даже если его качество надлежащее.
В абз. 4 п. 4 ст. 26.1. Закона о правах потребителя установлено, что потребитель не вправе отказаться от товара надлежащего качества, имеющего индивидуально-определенные свойства, если указанный товар может быть использован исключительно приобретающим его потребителем. (Т.е. не подлежит возврату товар, который создан исключительно для определенного потребителя и который может быть использован исключительно этим потребителем. Например, не подлежит возврату мебель, изготовленная под размеры квартиры одного определенного потребителя, потребителя, одежда, сшитая с учетом особенностей фигуры одного определенного потребителя).
Приобретенный мной товар – продукт серийного производства, он не имеет индивидуально-определенных свойств, и мог быть приобретен и использован не только мной, но и любым другим человеком. Соответственно, абз. 4 п. 4 ст. 26.1. на сделку купли-продажи между мной и Вашей организацией не распространяется.
В соответствии со ст. 25 Закона о правах потребителя случае, когда продажи не являются дистанционными, право на возврат существует в течение 14 дней, если указанный товар не подошел по форме, габаритам, фасону, расцветке, размеру или комплектации. Вернуть можно лишь непродовольственный товар, который не был в употреблении, при условии, что сохранены его товарный вид, потребительские свойства, пломбы, фабричные ярлыки. При этом перечень товаров, не подлежащих обмену по данным основаниям, утверждается Правительством РФ.
Однако, данные нормы не применимы к возникшим между нами правоотношениям, поскольку для дистанционных продаж ограничения “непродовольственный” и перечней товаров, не подлежащих обмену, не установлено. Не определена законом и причина, которая может привести к возврату, поэтому отказ от товара может быть немотивированным (отказ не должен быть обусловлен тем, что товар не подходит по форме, расцветке и т. п.).
Таким образом, приобретая товар не в обычном магазине, а дистанционным способом в интернет-магазине, я вправе отказаться от этого товара независимо от его вида и назначения без указания мотивов и причин отказа.
Но даже если бы положения ст. 25 Закона о правах потребителя и распространялись на возникшие между нами правоотношения, то и тогда я был(а) бы вправе вернуть товар по следующим основаниям.
Исчерпывающий перечень непродовольственных товаров надлежащего качества, не подлежащих возврату или обмену на аналогичный товар других размера, формы, габарита, фасона, расцветки или комплектации, был утвержден постановлением Правительства РФ № 55 от 19.01.1998. Согласно п. 11 перечня не подлежат возврату и обмену технически сложные товары бытового назначения, на которые установлены гарантийные сроки (станки металлорежущие и деревообрабатывающие бытовые; электробытовые машины и приборы; бытовая радиоэлектронная аппаратура; бытовая вычислительная и множительная техника; фото- и киноаппаратура; телефонные аппараты и факсимильная аппаратура; электромузыкальные инструменты; игрушки электронные).
Как уже говорилось выше, ни до продажи товара, ни в момент его передачи, информации об установлении гарантийного срока на него мне не предоставлялось, а гарантийный талон не был заполнен, что, по указанным в нем условиям, является обстоятельством, исключающим гарантийное обслуживание. Таким образом, гарантийный срок на приобретенный мной товар установлен не был.
Соответственно, даже если бы по закону в случае с моей покупкой было бы возможно применение перечня непродовольственных товаров надлежащего качества, не подлежащих возврату или обмену на аналогичный товар других размера, формы, габарита, фасона, расцветки или комплектации (хотя, как уже говорилось выше, к дистанционным продажам перечень применяться не может), все равно я имел(а) бы право на возврат данного товара, т.к. на него не был установлен гарантийный срок.
Кроме того, поскольку при продаже товара Ваша организация не предоставила мне возможность как до, так и при заключении договора получить надлежащую информацию о товаре (работе, услуге), в соответствии с п. 1 ст. 12 Закона о правах потребителя я вправе отказаться от исполнения заключенного между мной и Вашей организацией договора купли-продажи и потребовать возврата уплаченной за товар суммы и возмещения других убытков, возвратив Вашей организации купленный товар.
Таким образом, на основании п. 1 ст. 12, п. 4 ст. 26.1. Закона о правах потребителя я вправе в течение трех месяцев с "_____"_____________ отказаться от приобретенного мной товара.
В соответствии с абз. 5 п. 4 ст. 26.1. Закона о правах потребителя при отказе потребителя от товара продавец должен возвратить ему денежную сумму, уплаченную потребителем по договору, за исключением расходов продавца на доставку от потребителя возвращенного товара, не позднее чем через десять дней со дня предъявления потребителем соответствующего требования.
Исходя из всего вышесказанного, сообщаю Вам, что отказываюсь от проданного мне Вашей организацией товара, желаю его вернуть и получить уплаченную за него денежную сумму.
Прошу:
1) В срок не позднее _______________ года принять от меня возвращаемый товар ____________________________________________ (наименование товара, артикул) и организовать его доставку от меня в Вашу организацию;
2) В срок не позднее ___________________ года возвратить мне денежную сумму, уплаченную за указанный выше товар, в размере ___________ руб. за вычетом расходов на доставку в размере _________ рублей.
Дополнительно сообщаю, что в случае неудовлетворения моих требований я намерена воспользоваться всеми правами, предоставленными мне как потребителю действующим законодательством, в том числе обратиться в Управление Роспотребнадзора по г. Москве с жалобой о нарушении Вашей организацией прав потребителей.